Классификация инструментов

По систематике Е. Горнбостля-К.Закса, традиционные музыкальные инструменты украинцев делятся на такие ґрупи:

1. Самозвучные:

а) звоны большие, средние и малые, колокольчики (гуцульское - “колокирец”, в других регионах - “колокольчик”, “звонок”). Бытуют еще во всех регионах Украины в церковных ритуалах, пастушьем быту и т.п.;
б) дрымба (бойковское локальное - “дримля”, “друмля”, “торомба”), двойная дрымба. Когда-то присущий большинству территории Украины, теперь сохранилась лишь в Карпатах, преимущественно как индивидуальный инструмент женщин;
в) колотило, клепало. (гуцульское - “торохкавка”). Активно функционирует как своеобразная замена звонов в Страстную пятницу в Галиции;
г) било - деревянная подвешенная доска, по которой ударяют двумя молоточками. Применяется, как и колотило-клепало, в страстных действах после выноса плащаницы;
г) деркач. Кроме страстных ритуалов широко бытует по всей Украине как детская игрушка.

2. Духовые:

а) чешуя (общеукраинское - “береста”, гуцульское - “попискало”) - свободный аэрофон, еще и поныне широко употребляемый в роле “вабця” (рус. “манок”), детской игрушки, экзотического “развлекательного” инструмента;
б) рог - мундштучний инструмент из дерева, коры ольхи, крушины или воловьего рога. Используется в основном как пастуший сигнальный инструмент в Карпатах и на Полесье;
в) трембита (локально бойковское - “трумбета”) - мундштучний сигнальный инструмент лемковских, бойковских и гуцульских пастухов. На Гуцульщине также уживается в свадебном, колядницком, похоронном обрядах;
г) свирель (бойковское - “пищавка”, “айда”, “гайдиця”; гуцульское - “денцивка”, “ментелев”; волынское “свистилка”, “свистьолка”; полесское ” дудка-отвертка” и ” дудка-колянка”; общеукраинское - “свирель”) - народная задненная удлиненная флейта. Сохраненная в Карпатах, в волынско-полесской зоне и кое-где на Подолье;
д) джоломига (гуцульское - “двийныця”, “блызнивка”) - парная народная флейта. Сохраненная теперь лишь на Гуцульщине;
е) фрилка (”фуярка”) и флоера - малая и большая открытые (незадненная) народные флейты. Распространенные исключительно на Гуцульщине вследствие румынского влияния (сравним с румыно-молдавским - “флуер”);
э) окарина (гуцульское - “кукушка”) - глобулярная флейта яйцеобразной формы. Как музыкальный инструмент функционирует на Гуцульщине и Буковине, как детская игрушка - на Полтавщине, Поднепровье и других зонах распространения гончарных промыслов;
ж) тилинка (локально гуцульское - “теленка”, “теленка вербовая”) - незаднена ( у гуцул) и заднена (в остальных карпатских украинцев) народная флейта без отверстий, звукоряд которой образовывается вследствие комбинаций двумя натуральными обертоновыми звуковыми рядами, которые достигаются путем поочередного заделывания нижнего исходного отверстия пальцем правой руки;
з) волынка (общеукраинское - “коза”, “дуда”, гуцульское - “дудка”, ” дудки”) - известный широко когда-то инструмент группы шалмеев. Сейчас сохранился лишь на Гуцульщине;
и) народный кларнет (гуцульское - “дидык”, бойковское “джоломийка”, волынское - “рожок”, “абик”, полесское - “труба”) - вид рогов и рожек в зонах распространения пастушьей культуры (Карпаты, Волынь, Полесье), изготовленных из дерева, коры ольхи и крушины со вставленным кларнетоподобным пищиком;
и) ребро (румынское - “най”, гуцульское - “свирил”, общеукраинское - “свириль”, “кувици”) - инструмент состоит из многих ( чаще всего 14-ти) безсвисткових незадненных (на Гуцульщине) или свисткових задненных (на остальной территории Украины) цевок. Сейчас сохранился лишь в традициях гуцул.

3. Струнные.

а) скрипка (лемковское, закарпатское - “гусли”, бойковское - ” скрипки”) - наиболее распространенный в традициях украинцев мелодичный инструмент из струнно-смычковых, что довольно уверенно и сегодня конкурирует с нашествием приливной и модерновой гармошко-балалайко-гитаро- и электронной псевдонародной культуры на преобладающей части украинской этнической территории;
б) цимбалы (бойковское - цимбал, закарпатское - цимбалы). В традиции украинцев различают два распространенных типа цимбал: архаичные и, вероятнее всего, автохтонного происхождения - бурдонные ( у лемков и бойков) и более поздние и, очевидно, приливно - мелодичные (на других территориях Украины);
в) басоля, бас (полесское - “басетля”, “баседля”) - струнносмычковий акомпанирующий басовый инструмент, традиция игры на котором сегодня еще сохранилась на Западном Подолье (мелодичная) и Бойковщине (бурдонна). О способах игры на басу в других региональних традициях сведений нет.

4. Ударные.

а) барабан (центральноукраинское - “бухало”, бойковское - “бубен”, “бубент”, гуцульское - “бубонь”) - большой (в Карпатах) и малый (на остальной территории) разновидности двомембранного барабана, на котором в западноукраинском регионе играют башкой (”гавкою”) по мембране и металлическим прутиком по тарелке, а в центрально-северных - меньшей неприкрепленной по большей, закрепленной на корпусе самого инструмента тарелкой по большей - прикрепленной;
б) решетко (восточноукраинское - “бубен”, бойковское - “решетка”) - одномембранный тип тамбурина, распространенный почти на всей территории, заселенной украинцами с чрезвычайно разной и технически развитой палитрой народных способов и средств игры. Любимый инструмент женщин, которые нередко объединяют игру с припевками;
в) “бугай” (общеукраинское - “барило”, карпатское - “бербениця”) - фрикционно-ударный инструмент, нередко применяемый в колядницком и других обрядах и обычаях как развлекательный инструмент народных действ и балаганов.
Попытка “окультуревания” этого экзотического инструмента в условиях функционирования советской “художественной самодеятельности” привела к профанации принципов фольклорной эстетики и насмешкам над нормами академической.
В перечне упомянуты лишь наиболее распространенные инструменты, а также те, что активно бытуют по сегодняшний день. Инструментарий кобзарско-лирнической традиции и так называемые “народно-академические” инструменты согласно взятой за основу классификации сюда не принадлежат. Первые, по мнению К. Квитки, есть настолько специфическими, что заслуживают на подробное и отдельное освещение, а вторые является фактически суррогатом, искусственно созданным заменителем, такими, что от традиции отошли, а к академическому уровню не дотянули, поэтому и не стоят внимания. Ограниченный объем фонографической части CD, разумеется, не позволяет показать этот богатый арсенал звуков и тембров во всей его красе и полноте. Но вслушавшись в звучание карпатской дрымбы или трембиты, полесского рога, полтавского бубна, скрипки в руках надднепрянца, подолянина, бойка или гуцула, можем понять, каким обедненным, упрощенным было до сих пор наше представление об Украине и ее музыкальной культуре.

© Неофициальный сайт ЛНМА им. Лысенко
email администратора сайта andsale@hotmail.com