Инструментальная музыка

Флейта

Распространенное утверждение о том, что инструментальная музыка и музыкальные инструменты возникли из нужды подражать голосу человека и самой природы, современная наука опровергает. Вместо этого, начиная с ХІХ ст. высказывается предположение о вероятном происхождении инструментальной музыки независимо от пения и даже до его возникновения (например, так называемой “физической музыке” (музыке неживого мира) - несколько миллиардов, а “биологической” - около 150 млн. лет).
Первые упоминания о народных музыкальных инструментах в Украине ученые (С.Грица) связывают с эпохой палеолита и археологическими находками костяной флейты в стоянке Молодове в Черновицкой области и комплексе инструментов из костей мамонта - в поселке Мизинском на Черниговщине.
Об известном из древнерусских летописей и иконографических источников довольно разнообразный, так называемый, “скомороский” инструментарий, который с распространением христианства, особенно на московских землях, объявлен ” вне закона”, по причинам, которые до недавнего времени не освещались в истории украинской культуры, имеем только приблизительное представление. Скажем, изображение музыкальных инструментов на фресках Софиевского собора и на украинских лубках - “мамаях”, или исторические сведения о бытовании их в скомороском, казацком, чумацком, опришкивском, пастушьем быту ничего не говорят ни о форме ( большей частью изображенную схематично или по-художественному “сфантазированную”), ни о конструкции, ни об образах игры, ни тем более о характере, структуре и стиле выполняемой на них музыки.
Лишь перевод исследований этноинструментознания на основательную базу источникознания (работы Г.Лысенко, Г.Хоткевича, К.Квитки, И.Мациевского, Б.Яремка, В.Нолла, М.Хая, В.Кушлика, данные экспедиционно-полевых исследований современных этноорганологов младшей генерации) позволит дать объективное представление о специфике функционирования, критерии традиционности или привнесенности, ареалы распространения, состояние сохранения и исследовательности инструментальной традиции в разных регионах Украины, избежать путаницы и недоразумений, вызванных советским этноинструментознанием вследствие отождествления традиционных народных музыкальных инструментов с так называемыми “народно-академическими”.
С отмиранием многих производственно-трудовых, родственно-бытовых, ритуально-обычных, календарно-обрядовых, военных, певче-морализаторских и других специфических жанров инструментальной музыки, постепенно отмирают и адекватные им функции народных музыкальных инструментов. Употребление их в условиях функционально несвойственной им среды (на сцене, во время фестивалей, звуко- и видеозаписей и т.п.) негативно отображается на характере исполняемой музыки, приводит к сужению рамок функционирования инструментов, замены естественных когда-то для них функций сугубо развлекательными, познавательными, утилитарно-изобразительными (игровыми) и танцевальными.
В условиях современной цивилизации приходят в упадок целые слои органичной еще до недавнего времени аутентичной инструментальной культуры: трудовые, пастушьи и календарно-обрядовые наигрывания; военные сигналы и марши; медитативные “игры” мольфаров и ворожей-целителей на дрымбе, тилинке, флояре; развернутые эпические полотна- думы и целые инструментальные ” поэмы”, выполняемые в основном ” для себя” и ” для слушания”; широкомасштабные синтетические вокально-инструментально-танцевальные композиции. Даже наиболее современная, ближайшая к вторинно- академическим форм культуры, народно-танцевальная традиция на большей части этнической территории Украины в бытово-функциональном смысле практически прекратила свое существование.

© Неофициальный сайт ЛНМА им. Лысенко
email администратора сайта andsale@hotmail.com