Група “ЧайФ” презентовала свой новый альбом

Сегодня в демонстрационном зале ГУМа состоялась презентация долгожданного альбома от “ЧайФ” “Время не ждет”. Среди приглашенных на презентацию были не только гости, но и особо отличившиеся фанаты группы. Помимо диска собравшиеся, включая самих “чайфов”, первый раз увидели изданнную буквально на днях книгу “ЧайФ Story”. Встреча с командой прошла “на ура”, причем вопросы группе задавали не только работники пера, но и поклонники екатеринбуржской четверки. Три счастливчика, чьи вопросы понравились “ЧайФ”, получили призы. И все-таки, главным событием для самой группы стала встреча с остальными поклонниками, ждавшими своих кумиров ГУМовском магазине “Союз”.

По случаю выхода альбома звукозаписывающая компания “Real Records” выпустила оригинальный пресс-релиз, который наверняка будет интересно почитать и вам:

Название альбому дала песня “Время не ждет”, в первоначальном варианте написанная еще три года назад и не вошедшая в “Шекогали”.

МНЕНИЯ:

Владимир ШАХРИН:
Мне нравится, что с течением времени мы избавились от многих комплексов: раньше нам хотелось кому-то (небольшой группе музыкантов и музыкальных критиков) что-то доказать делать какие-то “навороты” ради “наворотов”, придумывать какой-то необычный ритмический рисунок Над альбомом “Время не ждет” мы работали с правильным убеждением, что облачать песню нужно в ту музыкальную “одежду”, в которой ей будет удобно и хорошо.

Владимир БЕГУНОВ:
“Время не ждет” - очень взрослый альбом. Учитывая, что среди поклонников “ЧайФа” много совсем молодых людей, я вполне допускаю, что к ним понимание “Время не ждет” и его концепции придет значительно позже.
Владимир Владимирович, на мой взгляд, очень вырос как поэт.
Мы репетировали этот альбом в ореоле романтики, безумного счастья. Часть репетиций прошла на барже, когда мы были в туре по Волге. Это было сказочное время, выдалось очень много хороших и солнечных дней. Красота, Волга, огромное водное пространство, картина совершенно нереальная: плывет баржа, на ней стоит мощный аппарат, и четыре раздолбая что-то играют. Эхо над водой, люди на лодках проезжают, обалдевшими глазами смотрят на все это Часть песен родилась именно там, они вызрели на этой барже, потом мы их просто несколько украсили в процессе записи.

СЛУШАТЬ!

1. НЕ ЗОВИ

ШАХРИН:
Первая строчка песни - из стихотворения нашего друга актера Сережи Шкаликова: “Я судьбу себе гадал по трамвайным номерам?”. После того, как его не стало, у нас остался листочек с его стихами. От этой строчки я оттолкнулся, когда писал песню. Это очень личная песня, песня про конкретного человека, все, о чем в ней говорится, было на самом деле. Например, там есть строчка “Тамадой собачьей свадьбы зажигал он в “Маяке”. Не все знают, что “Маяк” - это - театральное кафе в Театре Маяковского, куда Серега приходил с друзьями и устраивал настоящее шоу. Многие думают, что он зажигал огонь в маяке, как Данко или Прометей. При этом смысл изменяется, но не исчезает.
Изначально мы записали эту песню с очень разреженным звуком, там было очень много пустоты. Впоследствии в качестве продюсеров над “Не зови” поработали и Женя Федоров, и Андрей Алекарский. Мы записали барабаны, бас, гитары, мелодию, и потом они наворотили из этого черт-те что и сбоку бантик? Я видел этот самый микс, то есть список, где что и в какой момент включается: если реально на пульте было 24 дорожки, то инструментов там было больше тридцати. В каждую свободную дырку вписывался инструмент!
Песню сводили, по-моему, двое суток, но это себя оправдало. Она звучит настолько симфонично и мощно: получилась абсолютно оркестровая аранжировка. Хотя там нет ни одного “оркестрового” инструмента, звучание оркестра все равно присутствует.

2. МИМО

ШАХРИН:

Я редко позволяю себе петь песни, буквально насыщенные текстом, где много слов, но ни одно из них убрать не получается. Все на месте, все очень важны. Это не попытка сделать рэп или хип-хоп - это было уже и 20, и 30 лет назад, когда люди речитативом пели и говорили. Это было даже в наших старых песнях. Вначале у меня возникла идея маленького мотивчика - связующей ниточки. Все припевы и куплеты надеваются на него как шашлык на шампур. Пытливое ухо услышит кусок, который мы для себя определили, как “два такта имени Курта Кобейна”.

3. ДУРНЫЕ ВЕСТИ

ШАХРИН:

Я не знаю, как так получается, но практически в каждом нашем альбоме есть песня, навеянная некими реггийными мотивчиками. Это не регги в чистом виде, это именно навеяно музыкой регги.
Еще эта песня опровергает утверждение, что “песни на двух аккордах не играются”. Она играется на двух аккордах. Очень легко с этой песней учиться играть на гитаре - для начинающих музыкантов это просто кладезь!
Я уже не помню, что конкретно подразумевалось под “дурными вестями”. Но было примерно так: ты встречаешь старых друзей, знакомых, и оказывается, что они изменились настолько, что ты их просто не узнаешь, как будто это другие люди. Я так понимаю, что это случается со многими людьми. Когда мы играли эту песню на концертах, многие подходили и делали такое лицо м-м-м, мы-то знаем, кому эта песня адресована! Хотя на самом деле там нет конкретного адресата. То есть каждый человек может вписать туда свою фамилию и будет абсолютно прав.

4. ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ

ШАХРИН:

Секрет этой песни - в том, как она сделана. В одной песне - пять маленьких рассказов. Я очень люблю в литературе такие компактные формы, когда весь рассказ умещается на страничке. “Время не ждет” сделана именно таким образом. Практически каждый человек из этих пяти рассказов может примерить на себя хотя бы один. А когда это и тебя тоже касается, песня западает в душу, и люди, видимо, способны полюбить её по-настоящему.

5. НЕ ДОВОДИ ДО ПРЕДЕЛА

ШАХРИН:
Это тоже стихи Вадика Кукушкина. Он просто принес стихи, они мне очень понравились, и я быстро написал мелодию. Все было классно, только смущал последний куплет - по поводу того, что “крыши срывало с петель”. Я как строитель точно знаю, что крыши на петлях не бывает! Двери бывают. Но “двери с петель” - звучит непоэтично, неинтересно.
Я пришел к Вадику, говорю: “Давай что-нибудь придумаем”. Он принес мне три совершенно других варианта этого куплета. И мы начали репетировать с этими словами, и даже сделали демо-запись. Но у меня все время было ощущение, что что-то не так! Дима Гройсман послушал и говорит: “Тут переделали слова?” - “Да.” - “Но те были лучше!” - “Но там же был этот ляп!” - “Но все равно, он лучше, этот ляп!”
Я и подумал, ну почему бы нет? Это же стихи, это не учебник по архитектуре и строительству, или инструкция типа “Сделай сам: как повесить двери и закрепить крышу”! Это песня, человеку так подумалось, так крикнулось. Так вырвалось изнутри. И на записи в Питере мы восстановили по памяти те слова, какие были.

БЕГУНОВ:
По-моему, прекрасный образец любовной лирики. Песня о любви, об отношениях между людьми. “Не доводи до предела” достаточно просто решена в аранжировках, в звуке, но при этом совершенно не кажется мне поверхностной - ни в плане лирики, ни в плане музыки.

6. ОБЕ ПОДРУГИ

ШАХРИН:

Вадик Кукушкин принес нам демо-кассету с достаточно мрачным блюзом: слова переплетены с иронией, сарказмом, болью, огромным количеством эмоций.
Был мрачный блюз - мы сделали бодрый, записали.
Показалось что все отлично, но слишком серьезно. Тогда пришла идея, чтобы было такое звучание, когда герой становится чуть более комичным - такая немножко пьяная песня настоящего мачо, который перед другими такими же рассказывает, насколько он крутой. Нормальный такой, под градусом, мужской разговор!
Я помню, когда мы её первый раз так сыграли, мне тут же задали вопрос: что тебе по поводу этой песни скажут дома, в семье?! Я говорю: “А вот тут как раз все очень просто! Стихи не мои, ничего не знаю!”
Так до сих пор и спрашивают, а я так до сих пор и отвечаю!

БЕГУНОВ:
Очень спорное произведение. Опять-таки, очень взрослое! В принципе, шутка. Но каждый, кто слушает, совершенно точно знает, что это не шутка. Потому что таких ситуаций в жизни встречается ТАК много и ТАК часто, что каждый человек, живущий на этой земле, так или иначе с ними сталкивался и был либо участником, либо сторонним наблюдателем.
Вначале это был жесткий риф в духе белого техасского блюза, но как-то не “играл” текст. Тогда и была найдена эта форма: нечто среднее между полькой и мексиканским гимном.
Мне кажется, что ЧАЙФ здесь звучит нетрадиционно, хотя пользуется вполне традиционными средствами.

7. КАМАРЕКА

ШАХРИН:
До самого конца нам казалось, что это совершенно бесхитростный номер, с такой открытой улыбкой, с откровенной эмоцией. Уже записывая вокал, я поменял несколько слов (в последнем припеве “забыть, что мы все игроки” на “забыть, что мы уже почти старики”), и вот тогда вдруг появилась ясная мысль, о чем песня. Эмоция-то была ясна сразу, а смысл появился в конце.
К записи этой песни подошли революционно: барабаны записаны как в 30-40-х годах. Мы использовали два микрофона, которые стояли на расстоянии пяти метров от барабанов, отчетливо слышно объем павильона студии “Добролет”. Когда слышу эту песню, моментально представляю атмосферу, в которой она записывалась.
Про Каму репетировали на Волге, а писали на Неве

БЕГУНОВ:
В этом альбоме очень много реверансов в сторону тех людей, которые помогли нам стать тем, чем мы есть. В “Каме-реке” это Credence Clearwater Revival.
Лейтмотив на гитаре придумался мгновенно. Вначале песня была веселее, но потом мы вспомнили о песне “I put а spell on you”, и сделали такое вступление.
Нам помог музыкант группы “КАФЕ”, который дал на альбоме несколько штрихов с помощью прекрасных инструментов - домры и мандолины.
СЕВЕРИН:
Хорошая песня, и Credence я люблю. Потому что самый главный Криденс - он и на гитаре, и барабанах играет, и поет еще, молодец, мужик!

8. ОНА МИЛА

ШАХРИН:
Я не знаю, как долго Володя эту мелодию сочинял, но слова я написал за три с половиной минуты. Мы репетировали на пресловутой барже посреди Волги, закончили репетицию и начали сворачиваться. И вдруг Вовка начал на гитаре играть эту мелодию. Я его спрашиваю: “Это что?” Он говорит: “Ну, вот, просто мотив”.
Я вдруг понял, что он хорошо запоминается, с ходу. Свернул гитару, поднялся к себе в каюту, тут же взял бумагу, написал все куплеты и припев. Потом зашел к Вовке в соседнюю каюту, и прямо на неподключенной электрической гитаре мы ее наиграли, а на следующей репетиции уже начерно записали. В процессе работы в студии она стала только лучше, появились такие вкусные гитарные штучки 50-60-х годов.
Барышням эта песня очень нравится, все барышни страшно на нее западают. Мне безумно нравится её играть и петь, потому что она как со школьного вечера. Можно взять и отпрыгнуть в семидесятые, там на школьных танцах ее сыграть и иметь безумный успех!

БЕГУНОВ:
Сразу было понятно, что это будет наша дань уважения Beatles. Может, просто льщу себе, но я там явно слышу какие-то отголоски Харрисона периода “Abbey Road”. Поэтому была задача сделать звук максимально близким к звучанию этой великой группы, от которой отхватили все, кому не лень - вот и мы приложились.
Там нетрадиционное использование клавишных инструментов, Слава сыграл. Характерные очень звуки, сыгранные на гитарах того времени, с использованием усилителей того времени Мне кажется, миленькое произведение.

ДВИНИН:
Я её услышал и просто посмеялся: мне показалось, что она похожа на тысячу и одну песню. Но, когда мы стали репетировать её на базе, стало ясно, что её не стоит усложнять. Песня сама пошла, сама заиграла.

СЕВЕРИН:
Хорошая, легкая песня, немножко отдает битловщиной Или, скажем лучше, ностальгией по прошлому.

9. ЕГО ИМЯ

ШАХРИН:
Многие мои друзья, у которых есть сыновья, сказали, что им жутковато слушать эту песню. Это жуть, но очень правдивая жуть. Ничего специально не наворочено, никто никого не хочет пугать. Может быть, эта песня - логическое продолжение песни “В её глазах”. Там - мир девочки-подростка, а в “Его имя” - мир мальчика-подростка. Он для себя в свои 13-15 лет решает очень важные вещи. Мы можем ему говорить, что нужно делать так, что мир устроен так, но у него свое мироощущение, и он совершает поступки, которые в это мироощущение вписываются. Да, это жестокая песня, но “чернушной” мне она не кажется

СЕВЕРИН:
Хорошая песня, мужская. Она - летит! И риф там хороший, и ритм-секция как положено отыграла.

ШАХРИН:
А еще там есть такой “бородатый” микро-проигрыш - мы его называем “проигрыш имени группы ZZ Top”!

10. ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ

ШАХРИН:
Я честно скажу, что горд этой песней, что она у меня получилась и написалась. Она наиболее зрелая, наиболее точно отражает мое состояние как человека, пишущего мелодии и складывающего слова в тексты, точно подчеркивает, на что я способен именно в этих ипостасях. Каждый раз, когда я слушаю ее, она меня трогает, цепляет по-настоящему. Эта тот редкий случай, когда я могу отвлечься от мысли, что это - мое собственное произведение. Это хороший симптом, когда воспринимаешь песню со стороны, когда она как бы сама по себе: даже если бы не мы ее пели, кто-то другой, она все равно жизнеспособна.
Мы сразу думали, что это будет последняя песня альбома, и нам казалось, что альбом заканчивается ОЧЕНЬ мрачно, беспросветно. Вдруг Женя начал на клавишах играть, нашел тембр в той же гармонии, и получилась серьезная песня, даже трагичная, но не беспросветная. Вдруг начинает появляться свет, хочется снова альбом поставить, хочется что-то делать
Есть там еще маленький секрет. После строки “каждое утро одно и то же” начинает звучать морзянка: SOS SOS Женька в армии служил радистом.
И появляется новый смысл Что каждое утро одно и тоже - помогите, помогите. Что нам каждый день нужна помощь, что нам всем нужна помощь, у каждого находятся каждый день причины, чтобы подать сигнал SOS.

СЕВЕРИН:
Какая-то обособленная песня по отношению к другим, не только по настроению, но еще и по использованию клавишных.

БЕГУНОВ:
На мой взгляд, совершенно нереальная песня Даже как-то слов нет выразить. Ну, мурашки бегают Я думаю, что это те вещи, которые мы вслух не обсуждаем, о которых иногда только разговариваем с близкими людьми. Это проблемы среднего возраста сорокалетний рубеж. Мы выросли, как ни печально это осознавать, много чего осталось позади. Тут и печаль есть, а сквозь нее проявилась какая-то очень светлая нотка.

СМОТРЕТЬ!

Первый клип к новому альбому был снят на песню “Не зови”.
“Эта песня изначально была посвящена нашему безвременно ушедшему другу, замечательному актеру МХАТ Сергею Шкаликову, - говорят музыканты. - Мы несколько опасались, что из-за нашего эмоционального отношения к теме вместо мужской песни могут получиться сентиментальные сопли, как иногда, к сожалению, бывает в подобных случаях.
Однако в процессе создания песни ее содержание постепенно вышло за рамки судьбы одного отдельно взятого человека. “Не зови” - это песня о судьбе артиста вообще, о его отношениях с миром и творчеством, вне зависимости от того, какому именно виду искусства он посвятил свою жизнь”.
Несмотря на столь серьезное содержание песни, съемки клипа проходили бурно и весело.
Режиссер Андрей Новоселов (тот самый, что снял “Завяжи мне глаза”) и оператор Влад Опельянц выбрали для съемок зал Московского театра оперетты. Кроме собственно “Чайфа”, посаженного в полном составе в оркестровую яму, в клипе участвовали актер Театра Табакова Андрей Смоляков (хорошо известный зрителям по спектаклю “Смертельный номер” и сериалу “День рождения Буржуя”), а также солист балета Большого театра Дмитрий Белоголовцев, которого на родной сцене можно увидеть, к примеру, в партии Спартака.
Вся эта звездная публика вела себя крайне несолидно. На Смолякова, сыгравшего в клипе дирижера, летели нотные листы (для чего безжалостно распотрошили 18 “Хрестоматий маленького пианиста”), дирижерская палочка самовозгоралась прямо у него в руках. Владимир Бегунов с гитарой трижды прыгал с двухметрового бордюра (причем самый удачный дубль, к сожалению, был забракован из-за внятно артикулированного матерного слова, сорвавшегося с губ артиста в процессе полета). Барабанщика обильно поливали водой, а после съемок всей компанией сливали эту воду из дорогой ударной установки.
Короче говоря, съемки клипа “Не зови” еще раз подтвердили старую истину: настоящее искусство неизбежно требует жертв. Да ведь и песня, собственно, об этом.

ЧИТАТЬ!

Одновременно с новым альбомом в свет выходит издание, которое заинтересует не только поклонников группы “ЧайФ” и российского рока, но и всех, кто в принципе жаден до живо написанного, увлекательного и познавательного чтива. Речь идет об автобиографической книжке под названием “ЧайФ Story”.

ШАХРИН:
“Хочется сразу всем объяснить: книгу решили писать не мы. Сделать это решил сценарист и писатель Леонид Порохня. Это не первая его работа в жанре “рок-книги”, он уже писал, например, о “Наутилусе”. “ЧайфStory” - не мемуары, мы просто сели, навспоминали, наговорили всякого, ответили на вопросы настолько, насколько посчитал нужным автор, архивы предоставили
Были такие моменты нашей биографии, которые мы уже и не помнили - Лёня нам напомнил. Были моменты, за которые сейчас стыдно, но мы все равно решили их не убирать - в пользу исторической правды”.
В книге будет представлено множество интереснейших фотографий музыкантов - с детских лет до настоящего времени. Оформлением “ЧайФ Story” занимался известный художник-дизайнер Александр Коротич.

© Неофициальный сайт ЛНМА им. Лысенко
email администратора сайта andsale@hotmail.com